165049547_092512380_2560x1440_80_0_0_bd5b4a1da1d75ba2c034b0355184fd65-2

Конфликт между “крабовым королем” Олегом Каном и сахалинским бизнесменом Валерием Пхиденко, который закончился убийством последнего, произошел из-за того, что Кан создал условия для убыточности краболовной компании конкурента, чтобы тот продал ее, следует из данных суда в Приморском крае, имеющихся в распоряжении РИА Новости.

В апреле 2024 года коллегия судей признала Кана виновным в организации убийства по найму бизнесмена Валерия Пхиденко во Владивостоке в 2010 году и заочно приговорила к 17 годам колонии строгого режима. Суд также взыскал с Кана компенсацию морального вреда в пользу пяти потерпевших в размере 3 миллионов рублей каждому. По версии следствия, Кан считал Пхиденко причастным к покушению на его жизнь. В августе-октябре 2010 года фигурант нашел исполнителя убийства, на которого следствие пока не вышло, а также местного жителя Дмитрия Полякова в качестве пособника. Поляков пригласил потерпевшего во Владивосток под видом деловых переговоров, снабдил его телефоном, номер которого передал организатору убийства. Когда бизнесмен прибыл к ресторану “Три Богатыря”, киллер тремя выстрелами застрелил его. Поляков был осужден в 2011 году.

“(Пхиденко – ред.) признался (Полякову – ред.), что организовал в марте 2005 года покушение на Кана, которым был очень недоволен в связи с задержанием судов ЗАО “Марин-Юнион”, возбуждением административных и уголовных судопроизводств, от которых компания несла огромные убытки. О последнем в судебном заседании свидетельствовали потерпевшие”, – говорится в материалах суда.

Также приведены показания свидетелей, работавших в погранслужбе и сообщавших о задержаниях судов компании Пхиденко “Марин-Юнион”. Один из них заявил, что флот Пхиденко и других собственников задерживали, однако о задержании пароходов Кана ему не известно. Потерпевшие при этом отмечали, что суда “Марин-Юнион” задерживали по информации Кана, “который сотрудничал с пограничными службами и предоставлял им сведения о своих конкурентах по добыче водных биоресурсов, в том числе краба”.

Суд приводит показания вдовы Пхиденко, которая говорит, что тот долгое время работал капитаном на краболовах и решил создать свою компанию “Марин-Юнион”, но в 2004 году появился Кан, который также решил заняться крабовым бизнесом, после чего суда ее мужа стали арестовываться на Камчатке, появились большие долги. Пхиденко на встрече с партнерами вынужден был подписать документы о продаже компании “Марин-Юнион”, там же присутствовал и Кан, отмечала вдова.

Сын убитого в своих показаниях рассказал, что, когда его отец только открыл компанию, он сотрудничал с Каном, помогал в этой же деятельности, давал советы, “в результате чего помог Кану поднять предприятие, у того появились бизнес-партнеры”.

“Капитаны конкурирующих организаций, в том числе Кана, предоставляли пограничному управлению ФСБ сведения о судах, занимающихся выловом водных биологических ресурсов, в связи с чем суда отца стали арестовываться, и расходы по их выкупу превзошли доходы. В итоге Кан и (…) обратились к отцу с предложением отдать его компанию, выкупив взамен все долги, что отец и вынужден был сделать”, – говорится в материалах суда со ссылкой на показания сына Пхиденко.

В октябре 2024 года Пятый апелляционный суд общей юрисдикции отклонил жалобу защиты Кана на приговор по делу об убийстве, он вступил в законную силу. Адвокат подал жалобу в Верховный суд РФ.

Также Кан заочно обвиняется в создании и руководстве преступным сообществом, контрабанде стратегически важных ресурсов, уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов. По версии следствия, Кан с соучастниками в составе преступной организации в 2014-2019 годах занимался контрабандными поставками крабов за границу. За это время преступная группа вывезла более 3 тысяч тонн морского деликатеса на 2,6 миллиарда рублей. Уклонение от уплаты таможенных платежей при реализации этой схемы оценивается стороной обвинения в почти 9,3 миллиона рублей.

Кан скрылся от следствия за границей, был объявлен в международный розыск, его заочно арестовали. Ранее во время рассмотрения другого иска адвокат обнародовал данные о возможной смерти Кана в Великобритании. Генпрокуратура назвала версию о его смерти инсценировкой.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *