1492636199_0020011126_2560x1440_80_0_0_d6098c7b7ac41e954a3b923fd7ec3a47

Тегеран и Вашингтон проведут в воскресенье, 11 мая, четвертый раунд непрямых переговоров с целью урегулировать существующие между ними разногласия по вопросу функционирования иранской ядерной программы.

Этот раунд переговоров, который, как отмечали СМИ, пройдет в Омане, отметит месяц с начала диалога сторон об иранском атоме и состоится после двухнедельного перерыва – на данный момент самой долгой паузы, возникшей в ходе этой последовательно организуемой Маскатом коммуникации.

К настоящему моменту стороны успели представить свое видение проблемы, высказавшись на двух уровнях: высоком – с участием главы МИД Ирана Аббаса Аракчи и спецпосланника президента США Стива Уиткоффа, и на уровне технических групп, возглавляемых заместителями министра иностранных дел Ирана Маджидом Тахт-Раванчи и Каземом Гариб-Абади с иранской стороны и высокопоставленным сотрудником госдепа Майклом Энтоном – с американской.

Четвертый раунд переговоров, возможно, ознаменует новую ступень в переговорном процессе. С самого начала диалога собеседники после каждого раунда давали характеристику состоявшейся беседе, при этом звучали заявления о наличии шансов на заключение сделки и о “конструктивности” дискуссии. Сообщения о переносе четвертого раунда появились на фоне введения США санкций против Ирана – именно их отмены добивается Тегеран. В Иране, несмотря на ограничительные меры, заявили о готовности продолжать диалог.

Соглашение – если стороны к нему придут – может вывести отношения стран на качественно новый уровень, сделав вероятной проведение первой за последние почти полвека встречи представителей властей двух стран: о готовности увидеться с иранским руководством в случае вероятного заключения соглашения заявил ранее президент США Дональд Трамп.

Обсуждаемая сделка может выйти за рамки сугубо ирано-американского двустороннего соглашения, отчасти или полностью повторив состав участников заключенного в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, или ядерной сделки, формально регулирующей ядерную программу Ирана): глава иранского МИД в ходе недавних визитов в Россию и Китай говорил о возможном участии этих стран в соглашении, а также упоминал о своей готовности посетить столицы стран “Евротройки” (Великобритания, Германия, Франция) – других членов СВПД. Таким образом, если поездки состоятся, Аракчи посетит все страны-участницы подходящей к концу “ядерной сделки”, что может свидетельствовать о важности их роли в будущей договоренности.

Первый и третий раунды непрямых переговоров между Тегераном и Вашингтоном состоялись в Омане 12 и 26 апреля соответственно, второй – в Риме 19 апреля. Новый виток давно прекратившихся переговоров между двумя странами начался после написания Трампом в начале марта письма верховному лидеру Ирана Али Хаменеи, в котором прозвучали как предложение заключить новое соглашение по ядерной программе исламской республики, так и угроза военного ответа в случае провала дипломатических усилий. Иран отверг возможность прямых переговоров с США, однако согласился на непрямой диалог.

Ядерная сделка, заключенная десятилетие назад между Великобританией, Германией, Китаем, Россией, США, Францией и Ираном, предполагала снятие санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана. США в предыдущий президентский срок Трампа в мае 2018 года вышли из СВПД и восстановили санкции против Тегерана. В ответ Иран заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках соглашения, отказавшись, в частности, от ограничений в ядерных исследованиях и уровне обогащения урана. Срок действия соглашения фактически закончится 18 октября с прекращением действия резолюции 2231 СБ ООН, утвердившей ее.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *