2006415985_017130001859_2560x1440_80_0_0_4e26d6f22bf10d276c12b840c2f5a1d4

Советские войска при взятии Берлина в 1945 году обладали сильным духом и необыкновенной мотивацией, операция была символом окончательной победы над нацизмом, заявил РИА Новости научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Силы трех советских фронтов нанесли по Берлину стратегический и скоординированный удар, развернув мощное наступление сразу на нескольких направлениях одновременно, что позволило меньше чем за месяц завершить операцию. Советские войска полностью овладели столицей Германии Берлином 2 мая 1945 года.

“Для многих советских солдат и офицеров взятие Берлина было не только военной целью, но и символом окончательной победы над нацизмом, что дополнительно мотивировало их к активным действиям. Огромную роль во взятии Берлина сыграли наши штурмовые группы – это стрелки, огнеметчики и минометчики. Они продвигались вперед, убирая каждый квартал, каждый дом, каждый этаж, каждый подвал. Несмотря на все усилия немецких сил, их оборона была сломлена, и многие солдаты сдались в плен, что окончательно сломило фашистское сопротивление”, – сказал Мягков.

В феврале 1945 года Красная Армия вышла на Одер и захватила в районе Кюстрина плацдарм, в котором войска маршала Советского Союза Георгия Жукова начали наступление.

“В наступлении на берлинском направлении в ходе стратегической наступательной операции участвовали сразу три советских фронта. Это 1-й Белорусский под командованием Жукова, 1-й украинский под командованием маршала (Ивана) Конева и 2-й Белорусский под командованием маршала (Константин) Рокоссовского, объединяющие 2,5 миллиона человек, более 7,5 тысяч танков и около 7 тысяч самолетов, что позволило осуществить мощное наступление на нескольких направлениях одновременно”, – отметил историк.

Кроме того, по его словам, 1 апреля Иосиф Сталин вызвал к себе Конева и Жукова и сходу задал им вопрос: “Кто же будет брать Берлин? Мы или союзники?”

“Дело в том, что тогда уже имелась информация от нашей разведки, что (премьер-министр Великобритании Уинстон) Черчилль и английский генерал (Бернард) Монтгомери готовят план операции по захвату Берлина раньше, чем Красная Армия. То есть взятие его у нас под носом”, – указал собеседник агентства.

Он также заметил, что тогда же, 1 апреля, Черчилль в письме президенту США Франклину Рузвельту задавался вопросом: если русские захватят еще и Берлин, не создаст ли эти у них слишком преувеличенное представление о своем вкладе в войну.

Советское командование решило начать наступление в ранние утренние часы, что позволило застать противника врасплох. Зенитные прожекторы, которые использовались для ослепления врага, также сыграли свою роль.

“Важным фактором стала жесткая артиллерийская подготовка к нанесению решающего удара. Несмотря на немецкую оборону, были разрушены ключевые позиции противника”, – добавил научный директор РВИО.

Мягков добавил, что общие безвозвратные потери СССР при взятии столицы нацисткой Германии составили 78 тысяч человек, а немцы потеряли всю свою миллионную группировку.

“Из них примерно 150, а может быть 200 тысяч были убиты, потому что учет потерь тогда у немцев уже не велся. Остальные сдались в плен”, – заключил собеседник агентства.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *